• Бета-версия нового сайта.
История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

(по Толстовскому списку второй половины XVII в.)

Правда рускаа

  1. Ащеуб(ь)ет муж мужа, то мстити брату брата, любо отцу, любо сыну; оже ли не будет кто его мстя, то положити за голову 80 гривен, любо разсудити по муже смотря.

Слова: «любо разсудити по муже смотря», по мнению Ланге, указывают на позднее происхождение Сокращенной Правды и сходны с московскими памятниками XVI в. Но различная пеня за бесчестье, в зависимости от положения человека, определена уже в церковном уставе Ярослава. Слово расмотрите в таком же значении, как в Сокращенной Правде, находим в Слове Даниила Заточника: «по сему, братиа расмотрите злу жену» (Зарубин. Слово Даниила Заточника, стр.29).

О мужи кроваве

  1. Ащеприидеткровавъ муж на двор или синь, то видока ему не искати, но платити ему продажа за безчестие, каков будет; аще не будет на нем знамения, то привести ему видок, слово противу слова.
  2. Аще ж ударит мечем илиножем,а не на смерть, то князю вины 9 гривен, а исцу за рану судят..
  3. Аще ударит на смертьжердиюили попехнет, а знамения нетъ, а видок будет, аще будет болярин или людин или варягъ, крещения неимея, то по их пути платити безчестие; аще видока не будетъ, ити имъ на жребии, а виноватыи в продаже, во что обложат.

Статьи 2–4, стоящие под общим заголовком – о мужи кроваве, – взяты в Сокращенную Правду из особого источника (см. приложение – О мужи кроваве) и имеют текст, не сходный с Пространной Правдой. Одно это обстоятельство показывает, что Сокращенную Правду нельзя считать выдержкой или сокращением какого-либо вида Пространной Правды, а следует признать особой редакцией. Сокращенная Правда дает текст в более кратком виде, чем в статье «о мужи кроваве». Выражение «по их пути» характерно для документов XIV в., когда, по предположению М.Н.Тихомирова, была составлена Сокращенная Правда на основе более раннего протографа. В ярлыке хана Узбека 1315 г. нач. XIV в.: «по тому жь пути наше жалованье» (Срезневский. Материалы, II, стб.1738).

О разбоинице

  1. Будет стал на разбои, то разбоиникалюдина платят, то выдадят его всего со женою и з детми на разграбление.
  2. Ащекто не вложится в дикую веру, тому людие не помогают, но сам платитъ.

По сравнению с Пространной Правдой (см. ст. 5–6) отсутствуют слова: безъ всякоя свады и потокъ. Далее в Пространной Правде следуют статьи, заимствованные из Краткой Правды и соответственно переработанные; все они отсутствуют в Сокращенной Правде. В литературе до сих пор нет удовлетворительного ответа, по каким причинам составители Сокращенной Правды выбросили те или другиестатьи.

О поклепнеи вере

  1. Аще будет на когопоклепъ,а не будет послух 7, то ж выведут веру, любо варягъ или инъ. А по костех и по мертвеце не платити веры, аже имени не ведаютъ, ни знаютъ его.

См. ст. 15 и 27 Пространной Правды. Замечательно, что Сокращенная Правда также дает неясный текст: «любо варягъ или инъ». Вместо «верви» Пространной Правды поставлено «веры»(т.е. виры).

О вседении на чуж конь

  1. Аще кто сядет на чуж конь, непрошав,то за то 3 гривны
  2. Аще ктопоимаетсяза кон(ь), или за портъ, или скотину и наречет: «се мое», но поиди на свод, где еси взял, а что съ ним погибло, то платити.

См. ст. 29 Пространной и 12–13 Краткой Правды. Вместо слов: «аже кто познаеть свое» – Простр. Правды в Сокращ. Правде читаем: «аще кто поимается за конь». Слово поимается в значении начать тяжбу встречается в Псковской Судной грамоте: a у кого поимаются за отморщину отца его.

  1. Ащеконевыитать, выдати его князю на потокъ, а клетныи тать, то 3 гривны платити ему.

О купли

  1. Асщечто будет татебно купил в торгу, кон(ь), или портъ, или скотину, то выведет свободна мужа два или мытника; аще начнет не знати, у кого купил, то ити по нем темъ видоком на роту, а исцу свое лицем взяти.

См. ст. 32 Пространной Правды. Следует отметить, что в Сокращенной Правде целиком отсутствуют все сентенции Пространной Правды («а что с нимь погибло, а тогоему жълети» и т.д.).

О своде

  1. А сводаисьсвоего города в чужу землю нет.

См. ст. 35 Пространной Правды.

О убитии татя

  1. Ащеyáиет кого у клети или у которои татбы, то убити во пса место, аже его до света удержит, то вести его на княжь двор, а буди люди видели связана, а убиют, то платити 12 гривенъ.

См. ст. 36 Пространной Правды и 20 и 38 Краткой Правды. Некоторые черты этой статьи Сокращенной Правды сближают ее более с Краткой, чем с Пространной Правдой. Так, в Краткой Правде читаем: «то оубити въ пса место»; в Пространной Правде: «то оубиють во пса место».

  1. Аже ли крадет кто скот вхлеве иликлеть, аже еди(нъ) кралъ, то платити ему 3 гривны и 30 кун, а буди их много, то всем платити по 3 гривны и по 30 кун.

Здесь также заметна большая близость Сокращенной Правды к Краткой, в которой читаем: «А иже крадеть любо конь, любо волы, или клеть, да аще боудеть единъ кралъ» (ст. 29). В Пространной Правде (ст. 37): «аже крадеть кто скотъ въ хлеве или клеть, то же будеть одинъ».

О уроцех скоту

  1. Аще крадет скот, за лошади 60 кун, за вол гривна, закорову 40 кунъ,за лонщину полгривны, за теля, за свинию 5 кун.

См. ст. 41 Пространной Правды.

  1. Аже будутхолопитати, то суд княжь, их же князь обиду платитъ исцу.

См. ст. 42 Пространной Правды. Смысл статьи: если ворами окажутся холопы, то судит князь, который платит за них обиду истцу. В одном списке договора Смоленска с немцами 1229 г. читаем: «или Немечьскыи гость дасть холопу княжю или боярьску, а кто его задницю возметь, то в того Немчичю товаръ взяти» (Рус.-Лив. акты, стр.427). С.В.Юшков спрашивает: «почему князь, вопреки иммунитетам, присвоил исключительно себе суд над ворами-холопами; непонятно, что значит «князь обиду платит исцу» (Юшков. Русская Правда, стр.68). Но это понятно, если считать, что речь идет, как в документе 1229 г., о княжеских холопах.

О поклажеи

  1. Ащекто поклажее кладет у кого, тому послуха нет, но оже почнет болшим клепати, тому ити роте, у кого лежал товар.

См. ст. 45 Пространной Правды. Здесь опять отсутствует сентенция, характерная для Пространной Правды («а толко еси оу мене положилъ, занеже ему въ бологоделъ и хоронилъ товаръ того»).

О резе

  1. Аще кто дает куны в резыили жито вприсопъ, то послуси ему ставити; как ся рядил, так ему и имати.

См. ст. 46 Пространной Правды. Замечательно, что в Сокращенной Правде отсутствуют слова: «или наставъ в медъ», оставляющие впечатления позднейшей вставки.

О потоплении купца

  1. Аще которыикупецгде любо с чужими кунами истопится или рать возмет, или огнь, то не насилити ему, ни продати его; аже ли пропиется, то воля тому, чьи куны, ждут или продадут, своя им воля.

Замечательно также отсутствие выводов Пространной Правды (ст. 50): «занеже пагуба от бога есть», и далее: «а в безумье чюжь товаръ испортить».

О долзе

  1. Ащекто многим долженъ будет, а приидет гость изъ ыного града или чужеземець, не ведая запустит за него товар, и не хочет гостю дати кун, а первии должники начнут ему запинати, тогда вести его на торгъ и продати и дати преже иноземцу, а домашним, что ся останет и не поделят; аще за ним будут княжи куны, то княжи куны преже имати, а прочее в делъ; и кто много реза имал, тому не имати кун.

Статья очень близка к ст. 57 Пространной Правды. Отсутствуют слова Пространной Правды: «не дадуче ему кунъ», но зато полнее конец статьи: «тому не имати кун»(в Простран. Правде: «не имати тому»).

О бороде

  1. А кто порвет бороду, авозметзнамение, и станут видоки, то 12 гривенъ продажи; аже без людеи, в поклепе, нету продажи.

См. ст. 60 Пространной Правды. Эта статья Сокращенной Правды существенно отличается от текста Простран. Правды, где читаем: «а кто порветь бородоу, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривенъ продаже; аже безъ людии, а в поклепе, то нету продаже». Слова: «станут видоки» – указывают на необходимость поставить свидетелей, без которых знамение (вырванный из бороды клок волос) не является доказательством.

О зубе

  1. А зуб выб(ь)ют, кровь у него видят во рте, алюдиевылезут, то12 гривенъ продажи, а за зубъ гривна.

См. ст. 61 Пространной Правды.

О бобре и разламании борти

  1. А кто украдетбобръили сеть, или разломаетъ борть, или кто посечет древо на меже, то по верви искати татя в себе, а платити12 гривенъ продажи.

Эта статья Сокращенной Правды существенно отличается от текста Пространной Правды (см. ст. 62–66) своей большей точностью. По Пространной Правде, вервь ищет татя только при краже бобра, по Сокращенной Правде необходимо: по верви искати татя в ceáе – в случае кражи бобра, разломания борти и уничтожения дерева на меже.

Все эти дела, действительно, подлежали рассмотрению общинных (в Белоруссии XVI в. копных) судов. Неясность этой статьи Пространной Правды вызвала в древнейшем ее списке (Синодальном) замену слова бобръ словом бърть.

О посечении борти

  1. Аще борть посечет кто, 3 гривны продажи, а за дерево полгривны.
  2. Аже пчелы выдерет, 3 гривны же.

См. ст. 68–69 Пространной Правды.

О перевесе

  1. Ащекто потнет вервь перевесную, 3 гривны продажи, а господину за вервь гривна.

См. ст. 74 Пространной Правды. Вервь перевесная – веревка, на которой висела сеть в перевесе. В Пространной Правде за это преступление полагалось платить гривну кунъ. Сокращенная Правда знает только гривны, а не гривны кун.

  1. А украдет кто из ловли ястреб или сокол, продажи 3 гривны, а господину гривна; за голуб 9 кун, заутя,за гус, за жаравль и за лебед30 кунъ, а за возъ дровъ 2 ногаты.

См. ст. 75–78. В Пространной Правде здесь читаем: «в чьемь nepeвесе», тогда как в Сокращенной Правде: «из ловли». Лов или ловля – охота. Кража ястребов и соколов во время охоты была явлением нередким.

О гумне

  1. Аще ктозазжетгумно, то на поток и на грабеж дом его, а первее пагуба исплативше; а кто двор зазжет, тако же, а в проце князю поточити и.

См. ст. 79 Пространной Правды.

  1. Аще кто, пакости дея, любо конь зарежет, или скотину, продажи 12 гривен, а за пагубу господинуурокъплатити.

См. ст. 80 Пространной Правды, но там – «пакощами». В Поучении Владимира Мономаха также встречаем выражение: «не даите пакости деяти отрокомъ» (Лавр. л., стр.237).

О послусехъ

  1. Тяжи всесудитипослухи свободными; будет послух холоп, то холопу на правду не стати, но оже хочет истець.

См. ст. 81 Пространной Правды.

О жене

  1. 31. Аще ктоубиетжену, темъ же судом судити, яко же и мужа; аже будет виноватъ, то пол веры, 20 гривен.

См. ст. 83 Пространной Правды.

  1. А в холопе ивъробе веры нетъ, но оже без вины убиет, то за холоп урокъ платити, или за рабу, а князю 12 гривен продажи.

См. ст. 84 Пространной Правды.

О заднице боярстеи

  1. Аще в боярехъ иливодружене, за князя задница не идет; оже не будет ни сынов, а дщери возмут.
  2. Ащели кто умирая, а разделит дом свои детем, на том же стояти; безрядну ли паки умрет, то всем детемъ, а на самого часть дати души.

Слово «безрядну» обозначало также «бесплодно», без потомства (см. Срезневский, II, стб.63).

См. ст. 86–87 Пространной Правды.

  1. Ажели жена сядет по мужи, то дати на ню часть, а что на ню муж возложит, тому есть госпожа, а задница еи мужня не надобе; будут лидети, то что первые жены, то возмут дети матери своеи, любо си на жену будет возложилъ, обаче матере своея и то возмут.
  2. Аже ли будет сестравъдому, то задницы еи не имати, но отдадут ю братья за муж, како си могут.

См. ст. 88–89 Пространной Правды.

  1. Аже будутробии дети у мужа,то задница им не имати, но свобода им с матерею.
  2. Ажели будутдети малы в дому, а не дюжи сами собою печаловати, а мати их поидет за муж, то кто им ближнии будет, тому дадут на руце з домом донележе возмогут, а товаръ дати пред людми; а что изрезит товаром темъ или пригостит, то ему, а истовыи товар имъ; аже ли от челеди плодъ или от скота, то все поимати лицем, а что ростерял, то ему платити.
  3. Ащеж(е) отчим приимет дети со задницею, то тако же есть ряд. А двор всяко меншему сынови.

См. ст. 92–94 Пространной Правды.

О холопьстве

  1. Холопьствообилное трое: аж(е) кто купит, хотя до полугривны, а послухи поставит, а ногату дастъ пред самим холопом.
  2. А другое холопство:ажпоимет рабу без ряду; поимет ли с рядом, на том и стоит.
  3. Атретиехолопство: тиунство без ряду или привяжет ключь к себе без ряду, а с рядою, на чем ся рядил, на томъ и стоит.

См. ст. 102–104 Пространной Правды.

  1. А в даче, ни похлебе не холоп;отидет не виноват есть.

См. ст. 105 Пространной Правды. Замечательно, что Сокращенная Правда дает здесь древний текст: в даче.

  1. Аж(е) холопбежит,заповедает его господинъ, аж(е) слышавъ кто, или зная, или ведая дастъ ему хлеба, или путь укажет, то платити ему за холопа 5 гривен, а за рабу 6.
  2. Аже переиметьчужхолоп и подастъ весть господину его, то переима ему гривна; а не ублюдет холопа, то платити ему 4 гривны, а за рабу 5 гривен.

См. ст. 106–107 Пространной Правды.

  1. А ктосамъсведает своего холопа въ чьем городе, а посадник любо не ведал, то поведати ему и пояти от него отрокъ и шедше увязатиегои дати ему вяжчего 10 кун, а переима нету; аже ли за ним гоня застрелит, то себе ему беда, а не платити в том ничего.

См. ст. 108 Пространной Правды. В Сокращенной Правде имеется замечательный вариант: «аще ли за ним гоня, застрелить»; в Пространной Правде: «аче оупустить и гоня, а собе ему пагуба». Трудно сказать о предпочтении того или другого варианта.

  1. Аще ли кто неведая,чуж холоп сретит и повести деет, или держит у себя, а отидет от него, то ити ему роте, яко не ведал есмь, что холоп и бегает, а платеж(а) ему в том нету.
  2. А где холоп куны вложит, а он буди неведаядал, то господину выкупати, а ведая дал, кун лишится.
  3. А кто пустит холопвторгъ, а одолжает, то выкупати господину его или лишитися его.
  4. А кто купит, не ведая, чуж(ь) холоп, то первому господину холоп, а оному куныимати,ходивше роте, яко не ведая купил есмь.
  5. Ачиихолоп побежит, а возмет что у соседъ, то платити господину чии холоп; аще ли с ним свободнии крали или хоронили, то те князю в продажу.

См. ст. 109–115 Пространной Правды. Текст 51 ст. Сокращенной Правды яснее, чем в Пространной, где он разбит на 2 статьи (114–115), причем слова: «аже кто бежа, а поиметь суседне что» – вызывают необходимость пояснения, что речь идет о беглом холопе.

Поиск

Интересное

  • Уюкская культура

    Время существования: V-III вв. до н.э.

    Подробнее...
  • О чем писали в "Правде"?

    "Правда" - самая массовая ежедневная газета ЦК КПСС, была основана В.Л. Лениным в 1912 г. Партия при создании газеты опиралась на опыт многих нелегальных и легальных газет - "Искра", "Вперед", "Пролетарий", "Новая жизнь", "Звезда" и других. Фактическим редактором и руководителем газеты являлся сам В.И. Ленин. Он определял направление, занимался подбором редакторского и авторского штата, разрабатывал структуру газеты. В преддверии революции, сотрудники редакции и сама газета подвергалась преследованиям и поэтому выходила под различными названиями - "Рабочая правда", "Северная правда", "Правда труда", "За правду" (1913); "Пролетарская правда", "Путь правды", "Рабочий", "Трудовая правда" - 1914 г. Издаваемая на деньги рабочих, являлась политической трибуной для большевиков, чем способствовала развитию массового пролетарского движения.

    Подробнее...