• Бета-версия нового сайта.
В.С. Шлепнев. Священный дуб между селениями Шатой и Дочу-Борзой. 1925г.
В.С. Шлепнев. Священный дуб между селениями Шатой и Дочу-Борзой. 1925г.

В.С. Шлепнев. Священный дуб между селениями Шатой и Дочу-Борзой. 1925г.

Клинковое оружие Черкессии, Осетии и Чечни в XIX-начале XX веков

Общие сведения и классификация клинкового оружия Народов Кавказа

Изготовление оружия издавна было одним из важных промыслов Народов Кавказа. Храбрые воины кавказские горцы не расставались со своим оружием, высоко ценили его и не жалели средств на его украшение. Оружие стало частью их национального костюма. Качество и красота кавказских сабель, шашек, палашей и кинжалов всегда привлекала каждого, кто хоть раз бывал на Кавказе или видел их. Немало кавказского оружия хранится в музеях Франции, Англии, Америки, Германии, Турции. Значительная часть его хранится в частных коллекциях во многих странах мира. Славу кавказского оружия преумножили и замечательные мастера Закавказья грузинские, армянские, азербайджанские оружейники.

Яркие особенности кавказского оружия определялись его социальным и бытовым значением в жизни местного населения. Веками Кавказ сотрясали походы внешних врагов, межобщинные столкновения, войны местных властителей. До российского завоевания формой общественного устройства было взаимодействие феодальных государств, спаянных насилием со стороны верхов, и самоуправлявшейся сельской общины, сильной числом вооруженных мужчин. Этикет предписывал дворянам проводить жизнь в войнах и набегах, обычное право предполагало владение оружием всеми свободными мужчинами и наличие союзов молодых мужчин, для которых воинские действия были элементом образа жизни. Утрата оружия была равносильна утрате свободы для человека и целого ряда его родственников. В горах оружие было не просто частью экипировки, но почти частью тела, повсеместно кинжал был признаком свободного мужчины, сабля или шашка – знаком принадлежности к военному отряду. Оружие в культуре служило средством нападения и защиты, определителем и выразителем мужского поведения, предметом культа и многосложным текстом. Можно говорить об использовании оружия на Кавказе по прямому назначению, в мужском костюме, в обрядах и ритуалах, для украшения жилища. В мужской субкультуре оружие было средством социальной организации, действовавшим по вертикали для установления отношений господства и лидерства, по горизонтали - через клятвы - для заключения союзов и побратимства. Во внешнем облике мужчины оружие играло определяющую роль, его украшали в первую очередь.

При существовании специальных оружейных святилищ клинковое оружие можно было увидеть в родовых и общинных культовых местах, у священных деревьев и камней, в местах почитания различных сакральных сил. – (Это характерно для Чеченцев и Ингушей). В таких святилищах зачастую концентрировалось старинное драгоценное оружие. Наличие свободно развешанного по стенам оружия отличало убранство мужских домов и гостевых помещений.

Таким образом, изучение оружия Народов Кавказа интересно с разных точек зрения и, прежде всего, с точки зрения истории развития конструктивной мысли и технических решений, связанных с развитием военного искусства и вобравших опыт многих поколений народных мастеров.

Вместе с тем изделия кавказских оружейников и тех, кто украшал оружие, - это прекрасные произведения прикладного ювелирного искусства. Особую роль, которую художественное оружие играло в жизни кавказских народов, создавало ему высшую престижность и выдвигало его, зачастую, на первое место в ряде других прикладных искусств.

Степень изученности данной проблемы отнюдь не велика. Историография бедна историческими исследованиями по данной проблеме, - (исключение составляют исследования криминалистов советского времени). Это обусловлено тем, что до настоящего времени не было сколько-нибудь изучено оружейное производство, опыт мастеров, национальная орнаментика, ибо в XIX-начале XX веков данная научная проблема носила описательный характер на пример - (в 1807-1808 гг. Г.Ю. Клапрот, русский академик, ученый-ориенталист, описывая черкесское вооружение, называет саблю, кинжал, ружьё, пистолеты, кольчугу, шлем, но он не ставит вопроса о конструктивных и орнаментальных особенностях оружия, не ставится им вопрос и о месте производства перечисленного оружия), а в советское время местным учёным-краеведам не разрешалась писать на эту тему. И лишь немногие советские историки, археологи, этнографы, искусствоведы, изучая различные виды ремесла и декоративно-прикладного искусства отводили некоторое место и оружейному ремеслу, но в основном большинство учёных ограничивались констатацией факта существования у Черкесского, Осетинского и Чеченского народов оружейного промысла.

В последнее время интерес учёных к данной научной проблеме резко вырос. Это объясняется тем, что в 1990 году был снят запрет на изучение оружия и оружейного производства для учёных. К сожалению, новая Кавказская Война 1994-1996 годов явилась препятствием для учёных занимающихся данной научной проблемой. Но, несмотря на боевые действия 1994 -1996 гг. и на 53 года запрета – (запрет был введён в 1937 году и действовал до 1990 года), таким выдающимся учёным как Э.Г. Аствацатурян, О.А. Габуева, М.В. Горелик, И.А. Асхабов, С.Х. Нунуев, Ю.А. Нацваладзе, А.М. Лютов удалось собрать материал по данной проблеме.

В оружиеведении к изучению клинкового оружия Народов Кавказа как научной проблемы существует 5 научных подходов.

    1. Историко-Искусствоведческий подход. Оружиеведы, использующие этот подход много внимания уделяют изучению конкретных признаков, орнаментике, и времени возникновения оружейных памятников то есть определению времени, места их изготовления и национальной принадлежности.
    2. Экспериментально-Археологический или Экспериментальный подход. Он включает в себя реконструкцию археологических оружейных памятников и моделирование предметов вооружения с использованием технологий и материалов конкретного времени и региона, а также эксперименты по применению оружия проводимые учёными с моделями и музейными экспонатами. Это позволяет лучше уяснить функции бытовавшего в сравнительно недавнем прошлом, а подчас и до сих пор применяющегося оружия.
    3. Криминалистический подход. Учёные-криминалисты изучают конструктивные особенности клинкового оружия и классифицируют его в зависимости от способа, характера, и механизма нанесения телесных повреждений человеку его противником, то есть для классификации клинкового оружия служат части этого оружия, которыми наносится повреждение след, форма раны, причиняемая каждым видом клинкового оружия, усилие прилагаемое к оружию и, наконец, конструкция и хватка самого оружия. В криминалистическом подходе также классифицируется материал, из которого изготовлено оружие, например - железо и различные сорта стали, не последние место в нём занимает орнаментика, время и место производства оружия.
    4. Этнографический подход. Специалисту-этнографу оружие наиболее интересно своими этноспецифическими признаками, то есть теми чертами, которые особенно характерны для того или иного народа. Клинковое оружие и оружие в целом рассматривается в его связи с другими элементами материальной культуры, с социальной организацией, обычаями, обрядами, фольклором. При таком подходе оружие изучается как одно из проявлений образа жизни, и мировоззрения в целом. Для учёных использующих этнографический подход предметы вооружения являются компонентами народной культуры, поэтому они интересны и как изделия кустарного промысла, и как функциональные объекты, и как свидетельства отношений между людьми.

Что касается отношений между людьми, то не случаен, например, спор учёных о происхождении кавказского прямолезвийного кинжала-кама: от скифского меча-акинака или от образцов оружия позднебронзового века Древнего Востока или от римского меча-гладиуса-(стр-12. А.М.Лютов. В.А.Дмитриев. стр.79. И.А. Асхабов.).

  1. Металловедческий подход. Используя этот подход, учёные-металловеды изучают технологию металлообрабатывающего ремесла. Объектами изучения металловедов является вещественный материал представленный археологическими памятниками и музейными экспонатами. Методика исследования такова: железные, металлические или стальные изделия подвергают микроструктурному, макроструктурному, рентгеновскому и спектральному (химическому) анализам, а также измерению твёрдости и микротвёрдости которые определяются по Роквеллу и шкале Виккерса. В 1932 году была опубликована небольшая работа - "Применение металлографии в археологии", авторы которой металловед профессор П.Я.Сальдау и сотрудник Г.А.И.М.К. А.Ф.Гущина на основании металлографического анализа, описали технологию изготовления одной бронзовой фигурной булавки с Кавказа начала II тысячелетия до н.э.

В 1935 году выходит работа – «Из истории древний металлургии Кавказа». Её автор Б.Е. Деген-Ковалевский привлёк металлографический анализ для технической интерпретации нескольких железных предметов. Это было довольно удачное содружество археологии с металловедением, но, к сожалению, оно этими же исследованиями и окончилось.

К сожалению, изучением технологии металлообрабатывающего ремесла в Черкессии, Осетии, и Чечне почти ни один автор не занимался. Лишь иногда делались неопределённые выводы, что население Черкессии, Осетии, и Чечни было знакомо с ковкой металла, а вайнахи (современные Чеченцы и Ингуши) помимо ковки были знакомы с горным делом.

  

Клинковое оружие Черкессии

Оружейное производство в Черкессии до начала Кавказской войны можно охарактеризовать как мелкотоварное производство. До начала Кавказской войны мастера-оружейники удовлетворяли главным образом спрос внутреннего рынка, но часть их изделий шла на продажу терским, кубанским казакам и офицерам кавказской армии. После окончания Кавказской войны оружейное производство- (ремесло) приходит в упадок. Это объясняется тем, что в начале XIX века на территории Черкессии не возникло специализированных оружейных центров, ремесло носило сельский характер, мастера работали частично на местном, частично на привозном сырье, к тому же во время Кавказской войны погибло много мастеров-оружейников, а после войны большая часть мастеров покинула родину. Поэтому в конце XIX-начале XX века массовая продукция дагестанцев почти полностью вытеснила изделия Черкесских мастеров.

Клинковое оружие Черкессии XIX- начала XX веков представлено:

Саблями - (это спорный вопрос, дело в том, что в музейных коллекциях Черкесских сабель XVIII-XIX веков не встречается, но источники начала XIX века, например, Г.Ю.Клапрот 1807-1808гг. описывая черкесское вооружение, называет саблю. Известно, что в XVIII веке и первой половине XIX века черкесские дворяне продолжали носить доспехи, а широкое распространение огнестрельного оружия в Черкессии приходится на начало второй четверти XIX века. Поэтому возможно предположить, что сабля со штыковым концом продолжала оставаться на вооружении у Черкесов в первой четверти XIX века).

Шашками - которые делятся по клеймам и надписям на 8 типов.

Кинжалами - которые по орнаментики и техники её исполнения, а также конструктивным особенностям делятся на 3 типа.

Клинковое оружие Осетии

В Осетии крупным центром по изготовлению оружия в конце XIX- начале XX веков стал Владикавказ. Основная часть мастеров была сосредоточена во Владикавказе, подавляющие большинство из них это отходники из Дагестана - лакцы. Во Владикавказе было 5 крупных мастерских: мастерская Османа Омарова, мастерская Гузуна Гузунова, мастерская Зинаиды Коджоянц, мастерская Юсупа Абдулова, мастерская Мурдунова, имного мелких мастерских, владельцы 6 мелких мастерских нам известны по клеймам: Г.Бутаевъ, Момаговъ, Жамал, Исмаилъ, Ранимака, Магомед-Абакар. Оружие сделанное во всех этих мастерских шло на продажу местным жителям, терским, и кубанским казакам, а также офицерам регулярных войск.

Клинковое оружие Осетии конца XIX- начала XX веков представлено:

Саблями - (о них нечего неизвестно).

Шашками - 2-х типов азиатского и кавказского.

Кинжалами - 2-х видов, 1-традиционо кавказского типа (Разделить кинжалы на типы, группы, и подгруппы пока не представляется возможным. Этот вопрос требует дальнейших исследований), и 2-охтничии кинжалы.

Клинковое оружие Чечни

Оружейное производство в Чечне в XIX- начале XX веков можно охарактеризовать как мелкотоварное производство. Основная часть мастеров была сосредоточена в сельской местности. К началу XIX века на территории Чечни возникло 13 специализированных центров, где было особенно развито производство оружия. Непрерывные военные действия на территории Чечни (1810 по 1859 годы) отразились на производстве оружия. Однако чеченские мастера, работая на собственном сырье, в основном удовлетворяли потребность населения в холодном оружии. После окончания Кавказской войны производство оружия в Чечне стало сокращаться. Причиной этому явилась гибель мастеров во время боевых действий, например: Гаджи-Аул, существовавший до 1816 года, часть мастеров после войны покинула родину. Высокий уровень производства клинкового оружия сохранился лишь в аулах Большие Атаги, Дарго, Дайкур-Ауле, Джигута,- (это 4 селения из 13 специализированных центров, где до войны особенно было развито оружейное производство). В Шатое, Лаха-Невре- (село Надтеречное), и в отдельных аулах Ножай-Юртовского, Голанчожского, Чеберлоевского районов изготавливались только кинжалы в сравнительно небольших количествах.

Итак, в пореформенный период, и вплоть до революции оружейное производство в Чечне было развито лишь в масштабах, способных удовлетворить потребности местного населения. Мастера, как правило, работали на заказ, нередко получали плату натурой, и только небольшая часть их продукции поступала на ближайшие базары. Как и в начале XIX века, так и в пореформенный период и до 1929 года ремесло носило семейно-патриархальный характер. Детальное разделение труда у чеченских мастеров-оружейников почти отсутствовало, многие мастера-клиночники сами делали приборы к своим шашкам, палашам, и кинжалам.

Клинковое оружие Чечни XIX- начала XX веков представлено:

Шашками - 2-х типов, которые различаются по клеймам (гурда и терс-маймал).

Палашами - Калдам или так называемой (прямой шашкой) - Ниса-Тур.

Кинжалами - 2-х типов, которые различаются по отделки поверхности клинка, клинок с воронением и клинок зеркальный.

Конструктивной особенностью всего выше перечисленного клинкового оружия является наличие у него долов, число которых колеблется то одного до четырёх, а у кинжалов и черкесских сабель наличие штыкового конца.


Данная научная проблема нуждается в дальнейшем исследовании, так как до конца остаются неясными орнаментальные и конструктивные особенности Черкесского, Осетинского, и Чеченского клинкового оружия. Помочь решить эту проблему могут зарубежные коллекции, но, к сожалению, у российских ученых пока нет возможности работать с зарубежными музейными и частными коллекциями кавказского оружия. На сегодняшний день неизвестные имена подавляющего большинства черкесских, осетинских, чеченских мастеров оружейного и серебряного дела. Не выяснены центры оружейного и серебряного производства.

К сожалению автора, пока остаются недоступны для историков чеченские фамильные и общественные летописи – таъптар, которые чеченцы увезли с собой в Османскую Империю во время переселения с 1861 по 1865 гг. металлографических исследований черкесского, осетинского, чеченского клинкового оружия не проводили, поэтому неизвестна технология изготовления клинков.

Автор: Окипняк Владимир Михайлович

Интересное

  • Для чего нужна история?

    Историческое сознание и историческая память народа

    Историческое сознание

    В процессе преподавания истории решаются многообразные задачи: образовательные, познавательные, воспитательные, мировоззренческие, благодаря чему обеспечивается гуманитаризация образования на любых факультетах. Однако одной из наиболее важных задач является задача формирования исторического сознания, представляющего собой сложное и многогранное духовное явление.

    Подробнее...
  • Карасукская культура

    Время существования: конец бронзового века.

    Подробнее...